Тел: 748-480

E-mail:centr_ksp@bk.ru
Skype:cksp73

Вопросы-ответы

«Тревожные звоночки» в развитии ребенка раннего возраста

Перед молодыми родителями, особенно если у них в семье появился первенец, стоит очень важная задача – получать удовольствие от родительства, но вместе с этим не пропустить ничего важного в развитии ребенка. Многие родители не привыкли обращать внимание на психологическое состояние, списывая это на ранний возраст, заблуждаясь в том, что у младенца или малыша не может быть «психологических расстройств». Как говорят в быту «он еще маленький, что он там может понимать?!», потому что обыватели считают, что психологическое страдание может наступить только у взрослого человека, который расстраивается из-за событий. В этой статье мы подробно поговорим о том, на что стоит обратить внимание молодым родителям с точки зрения психологического развития ребенка раннего возраста. Учеными давно доказано, что у младенца может быть и депрессия, и психосоматическое расстройство… И что бы быть уверенными, что у ребенка все хорошо, родители должны знать базовые вещи о его психологическом развитии.

Итак, начнем с самого начала жизни ребеночка:
(признаки перечислены по научной статье к.п.н., Елены Баенской)

  1. Одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. Младенец интуитивно ищет взаимоудобную позу для кормления. Тело малыша на первых порах жизни очень информативно, наблюдение может помочь обнаружить опасность. Если трудно найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, если в руках матери малыш не способен принять естественную, комфортную позу, стоит обратиться к опытному психологу. Это может проявляться в аморфности, т.е. тело ребенка как бы «растекается» на руках, либо наоборот, он может быть чрезмерно напряжен, негибок, неподатлив «как столбик»;
  2. Другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить бóльшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.
    При признаках психологического неблагополучия может быть избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого взгляда. Также должно насторожить, если ребенок взгляд не фиксирует, а смотрит как бы «сквозь», мимо;
  3. В норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Если эта поза невыражена, это может свидетельствовать об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;
  4. В норме в возрасте 3 месяце уже явно наблюдается и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При нарушенном же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;
  5. Поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче.
  6. Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, могут заметить, что трудно понимать оттенки эмоционального состояния малыша, даже не смотря на опыт и навыки;
  7. Как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.
    Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Однако, если никаких внешних причин для ее нарушения нет, а симптомы есть, следует обращаться к специалисту. Как можно распознать нарушение привязанности?
    1. Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется, прежде всего, только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. При нарушении развития малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).
    2. Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.
    3. Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.
  8. Все описанные выше признаки становятся крайне очевидны при наличии опыта и практики, но вот обычному человеку, особенно если это первый опыт общения с маленькими детьми, многие вещи действительно сложно распознать.

    В стилях воспитания детей раннего возраста, можно наблюдать две противоположные тенденции: с одной стороны полная беспечность родителей, действующих по принципу «он же маленький, какая психология, это он в папу, перерастет сам», с другой стороны болезненная фиксация на любом прыщике, и вечный страх «Все ли нормально с моим ребенком?». Не хорошо ни то, ни другое. Зачастую можно услышать и такой вопрос: «Даже если это есть, он же маленький, как это исправить, он же слов не понимает…» В самом раннем возрасте родитель и ребенок – это сообщающиеся сосуды. Очень большую работу по коррекции нарушений психологического развития можно провести через родителей, обучая их правильно взаимодействовать с малышом. И самое главное правило в детской психологии – чем раньше началась коррекция состояния – тем больше шансов на полное восстановление!