Тел: 748-480

E-mail:centr_ksp@bk.ru
Skype:cksp73

Вопросы-ответы

Интересная педагогика – как заниматься по карточкам с предметами в домашних условиях?

Игры с карточками В этом разделе я опишу все способы занятий с карточками, которые мы использовали за почти двухлетнее существование игры. Рассказывать постараюсь в хронологическом порядке - так что начинать занятия лучше с первых игр, и постепенно, в выбранном ребенком темпе переходить к новым играм.

Знакомство Прежде всего, с каждой карточкой нужно познакомиться – назвать предмет, рассказать о нем. Хорошо найти такой же или похожий предмет и показать его вместе с картинкой.

Найди мой портрет. Соберите предметы, изображенные на карточках. Это могут быть предварительно вымытые овощи и фрукты, игрушечные животные, не бьющаяся посуда и даже мебель. Показывайте ребенку по одному предмету и попросите найти его изображение. После того, как эта игра будет освоена, можно попробовать обратный вариант – вы показываете карточку, ребенок ищет в комнате такой же или похожий предмет.

Сортировка. Самый простой вариант – раскладывать карточки по категориям “это едят”, “это надевают”. Когда малыш поймет сам принцип разделения по общим признакам, можно вводить более точные названия: “овощи”, “транспорт”, “животные”, “одежда”, “техника”. Карточки выкладывает взрослый, каждый раз спрашивая ребенка: “Куда положить эту карточку, где ее семья? ”, если ребенок не хочет подсказывать или ошибается, взрослый сам находит нужное место и говорит “Это яблоко, яблоко – фрукт. Мы его положим к другим фруктам: груше, апельсину и персику.” Позже ребенок сможет раскладывать карточки самостоятельно.

Новые категории. Когда число карточек вырастает настолько, что раскладывание их всех по категориям начнет утомлять, можно переходить к выделению подкатегорий. Например, категория “животные” раскладывается на подкатегории “насекомые”, “птицы”, “звери”, “рыбы”, категория “одежда” - на “одежду” и “обувь” и т.д. Только будьте готовы к тому, что ребенок не сразу примет новый порядок и будет настойчиво поправлять вас, складывая все подкатегории в одну привычную стопку.

Сортировка по цветам Взрослый или ребенок наугад вытаскивают из коробки по одной карточке и раскладывают их на кучки по цветам. Все картинки, цвет которых не удается определить, мы складываем отдельно, называем их “пестрые”. Игра подойдет ребенку, знающему (уверенно показывающему на палитре) хотя бы 3-4 цвета. Постепенно можно вводить новые цвета.

Опять сортировка Со временем вы сможете придумать и другие способы сортировки карточек. Например, можно:

  • Рассортировать картинки на то, что летает, ездит, бегает, ползает, катиться, не движется.
  • Разделить изображения на съедобное - не съедобное, живое – не живое, созданное природой или человеком.
  • Сделать выставку транспорта (то есть выбрать все предметы, которые можно назвать транспортом – от самолета и поезда до детской коляски).
  • Разделить карточки по материалам, из которых изготовлены изображенные на них предметы (металл, дерево, ткань).

Вверх тормашками Заранее выберете несколько (например, 10) карточек с изображениями животных, машин, людей, мебели. Предложите ребенку разложить их так, чтобы изображения не были перевернуты. В качестве провокации можно подложить карточку с изображением мяча.

Найди лишнее Известная игра, но как легко ее проводить с карточками и как просто объяснить правила даже полуторагодовалому малышу! Выбираете 4 любых карточки, 3 из них должны принадлежать одной категории. Предлагаете ребенку показать, какая картинка залетела из другой кучки. Сначала нужно брать карточки из далеких категорий, например “транспорт” и “фрукты”.

Когда ребенок освоит игру, предлагайте ему карточки из подкатегорий: “фрукты” и “овощи” или “одежда” и “обувь”. Причем после правильного ответа, можно попросить сказать, что же общее у этих предметов. Какая карточка спряталась.

С карточками можно играть и в одну из самых известных игр по развитию памяти. Выберете 3 (в дальнейшем количество карточек можно постепенно увеличивать) карточки с картинками, особо симпатичными ребенку (можно предложить ребенку выбрать карточки самому). Ребенок некоторое время рассматривает карточки, потом отворачивается. Взрослый прячет одну из карточек, а остальные меняет местами. Задача ребенка угадать, кто спрятался.

Две вишни, три носка. Однажды я заметила, что на некоторых карточках изображено несколько однотипных предметов (так их проще было вырезать). Так что я составила цепочку из карточек, получилось: одно яблоко, две вишни, три носка, четыре картошки, пять кубиков. А потом мы с сыном стали искать карточки, где два предмета, затем, где три (к сожалению, дальше один из нас считать не умеет, так что игру пришлось на время отложить). Кроме картинок и сами карточки могут быть счетным материалом. Я периодически пересчитываю вслух карточки в какой-то из категорий, поясняю изменение количества “У нас было пять игрушек, мы сделали две новых карточки с юлой и мячиком, теперь у нас семь игрушек”. Так же часто во время игры прошу сына дать мне одну, две или три карточки.

Ролевые игры С карточками можно играть как с обычными игрушками. Самые любимые игры:

  • Варим борщ. Складываем подходящие ингредиенты в игрушечную кастрюльку, ставим на плиту (перевернутая коробка с нарисованными кружками комфорок), потом разливаем по тарелкам и едим, и зверей кормим. На десерт полагаются карточки с тортом, мороженым, шоколадом.
  • Кормим зверей. Каждому животному на карточках стараемся подобрать еду, которую он может съесть. Приходится, конечно, кормить тигра колбасой, а носорога тюльпанами. Но стараюсь рассказывать, что ест каждое животное в условиях дикой природы.
  • Идем в зоопарк или музей. Расставляем в ряд карточки подходящей тематики. Я, в роли экскурсовода, рассказываю про каждый “экспонат”.
  • Магазин. Кроме карточек используется картонная коробка (касса) и настоящие монетки. Выбираем карточки одной тематики (игрушки или еда). Один товар стоит “одну деньгу”. Сначала я кассир, сын покупатель, потом меняемся ролями.

Спонтанная история Я достаю, не глядя, по одной карточке из коробки и рассказываю историю, вплетая в сюжет каждую вытащенную картинку. Сын слушает, но, надеюсь, через пару лет и он станет рассказчиком.

PEXESO. Еще одна вариация известной игры. Необходимо выбрать 3-4 пары карточек, по две из каждой категории. Например: яблоко, груша, мяч, пирамидка, грузовик, автобус. Карточки перемешиваются и выкладываются прямоугольником, картинкой вниз. Ребенку предлагается перевернуть любые две карточки. Если карточки принадлежат одной категории, ребенок забирает их себе, если нет – кладет на место. Со временем добавляются все новые и новые пары карточек (в оригинальной игре PEXESO 32 пары), а игра превращается в соревнование взрослого и ребенка (или нескольких детей), кто больше пар наберет.

Окружающий мир Карточки будут хорошим опорным материалом для бесед об окружающем мире. Рассказывая о средах обитания животных (пустыня, тропики, льды), разделите карточки с животными на соответствующие группы. Повествование о временах года можно проиллюстрировать карточками с пейзажами или отдельными приметами времени (снежная баба, подснежник, фрукты, зонтик). Нередко сталкиваясь в книге с непонятными сыну словами мы отыскиваем нужную карточку и я наглядно объясняю, где находится горлышко бутылки или шляпка гриба.

Загадки. Сейчас это самая любимая наша игра. Для нее случайно или определенным образом выбираются и раскладываются картинкой вверх 10-20 карточек. Я задумываю какую-нибудь карточку и сообщаю сведения, по которым можно догадаться, что за предмет задуман. Подсказки даю не все сразу, а постепенно, пока сын не догадается. Например, задумана карточка с картошкой:
Это овощ.
Его нельзя есть сырым.
Но его можно сварить или пожарить.
Он белый или желтый,
и покрыт коричневой шкуркой.
Ты ел его сегодня на обед.


Играли и с заранее отобранными стихотворным загадками для малышей, тоже получилось весело.

Логика. Совсем недавно придумали эту игру. Смысл ее в том, чтобы давать “трудные задания” по выбору определенных карточек. Задания сообщаются между играми, по 1-2 за один раз. Примеры заданий от простых к сложным:
Дай мне один красный фрукт.
… фрукт и овощ одного цвета.
… мебель, на которой нельзя лежать, но можно сидеть.
… предмет длинный, но низкий.
… два транспорта, ни один из которых не ездит по земле.
… три карточки с предметами разных цветов, из разного материала и принадлежащих разным категориям. Не ждите, что ребенок обязательно справится с заданием. Самое важное, что вы потом подробно объясните ему правильное решение.


Закономерности Выкладываются цепочки карточек с соблюдением определенной закономерности. Например: роза, кабачок, лошадь, тюльпан, помидор, коза, ромашка, морковь, свинья… Задание выполняет взрослый, иногда предлагая ребенку подобрать следующую карточку.

Противоположности С помощью карточек можно закреплять изучение противоположных понятий, таких как тяжелый - легкий, большой - маленький, широкий - узкий, длинный - короткий и т.д. (А вот объяснять понятия лучше на реальных предметах).
Карточки со сравниваемыми предметами можно выбрать заранее. Самая простая игра – взрослый предлагает ребенку 6-10 карточек и просит разделить предметы на тяжелые и легкие (большие и маленькие и др.). Не обязательно сравнивать целые картинки, можно и их фрагменты, например, длины хвостов у разных животных.