Тел: 748-480

E-mail:centr_ksp@bk.ru
Skype:cksp73

Вопросы-ответы

Развивающие занятия: о чем забывают родители?

Бытует точка зрения о том, что прежде всего ребенка нужно развивать интеллектуально. Будет умная голова – значит, родителям не о чем беспокоиться, все в порядке. Однако стоит помнить, что развивающие занятия могут проходить не только через какие-то познавательные возможности и специальные предметы, но и через телесные игры.

У младенца в возрасте от первых дней до года формируется базовое доверие или недоверие к миру через объятие и соприкосновение с матерью. Различные касания и телесные игры становятся очень важной вехой и в дальнейшем развитии ребенка, и, по моим практическим наработкам, поддержание этой части восстанавливает базовое доверие к миру, которое могло сформироваться не до конца.

Как можно играть с ребенком, подключая тело? Можно начать с простого: вытянуть руки вперед, и, приговаривая «ладошки вниз, ладошки вверх, ладошки на бочок и зажали в кулачок», все это проделать вместе с ребенком.

Вот еще вариант простой игры: ребенок закрывает глазки, родитель берет его за ладошку. Когда родитель касается свободной рукой центра ладони ребенка («когда на твою ручку прилетит маленькая божья коровка…»), малыш должен издать какой-то звук, например, «хи-хи». Можно еще делать различные детские массажи (все мы помним «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»), описаний в интернете достаточно.

Есть еще хорошие игры по контактной импровизации. Дома на ковре (или на кровати) мама становится на четвереньки, а задачей ребенка становится на маме придумать три позы, чтобы его руки не касались пола. Лучше всего в такую игру подключить папу, играть втроем, для начала объяснив ребенку условия игры на примере мамы с папой.

Еще есть игра «семейная медуза». Она заключается в том, что все члены семьи заваливаются на ковер и начинают друг по другу ползать, перетекать. Очень интересные ощущения возникают и у взрослых. Играя с ребенком, мы частично возвращаемся в прошлое, и можем восстановить то, чего нам могло не хватать в собственном детстве.

Во всех этих методах главное не техника, а внутренний пласт, собственные ощущения. Как сделать так, чтобы ребенку было интересно? Прежде всего, родителям нужно быть интересными самим себе в этом процессе. То есть игра должна затеваться не ради ребенка, а для того, чтобы в этой игре получить удовольствие вместе с ним и самим стать детьми. Возвращайтесь в свои четыре года и вспоминайте, где вы чего не доиграли

Прекрасно, если ребенок проявляет интерес к «халабудам» (вариант построения домов из стульев, покрывал и других подручных стредств в доме) и начинает их строить. Меня частенько спрашивают, с чем это связано и что по этому поводу стоит делать.

Итак, почему ребенок строит «халабуды»?

Прежде всего, это попытка ребенка строить свой мир, что является очень важной частью развития психики. У ребенка в три года начинается формирование процесса отделения от родителей, результат которого называется «автономия». Если не формируется автономия, то в результате начинаются сомнения и стыд. Возраст шести лет – это начало формирования инициативности на базе автономии, или же возникновение глубокого чувства вины на сомнении и стыде.

Что такое халабуда с точки зрения ребенка? «Я уже научился сам ходить, я уже пытаюсь сам говорить, я уже пытаюсь что-то делать, и я начинаю строить свой мир, свою реальность. Я строю свой дом». То есть по большому счету дом для ребенка – это проекция его личности. У взрослых, если задуматься, те же самые «халабуды», только на уровень выше, которые стоят пару миллионов, а принцип тот же. Халабуды ребенка пока столько не стоят, но, по сути, это то же самое.

Ощущение халабуды действительно дает ребенку чувство безопасности, защищенности, а еще – то самое ощущение «я автор своего мира». Поэтому, если собственные ощущения вам позволяют, можете не разбирать постройки ребенка несколько дней.

Подводим итоги: игрушки-развивайки, занятия с педагогами, творческие кружки – это прекрасно при правильном применении. Но не забывайте о том, что дети очень телесные, и развитие через тело и физические ощущения играет очень важную роль в становлении будущего взрослого и цельной личности.

Если вспомнить о более традиционном понятии «развиваек», то и здесь найдется непонятное. Развивающих методик – масса, разные специалисты советуют совершенно различные подходы, причем у каждого найдется надежное обоснование и хорошая результативность.

Когда меня спрашивают, в какие развивающие игры играть с ребенком, я отвечаю, как правило, одно и то же: «Позвольте ребенку самому решать». Вы не мечетесь от одного к другому, не пытаетесь выбрать логическим путем, из головы. Просто берете пять методик, раскладываете перед ребенком и говорите: дорогой, выбирай. На самом деле все достаточно просто

Вспомните: когда вы были маленьким ребенком, вы точно знали, какую игрушку хотите? Наверняка ответ будет «да». Все потому, что вы выбирали не из головы, а из сердца. Потому что в этом была искренность. Сейчас, когда вы взрослые, в вашем выборе присутствует хитрость: это же должно еще развивать и быть полезным. А в детстве у вас была предельная искренность, неподдельный интерес. И ваша детская психика точно знала, что вам нужно для себя, чтобы развиться. Это была природная мудрость.

Теперь то же самое вы можете применить и по отношению к своему ребенку. Когда начинаете с ребенком заниматься, мысленно возвращайтесь в свои четыре года, и спрашиваете себя: я чего хочу? Ваш ребенок может хотеть чего-то другого. Но вы в позволении: вы себе вытащили пирамидку, а он себе – кубики. И вы сидите и получаете удовольствие вместе. Сейчас вы можете заметить, что в таком позволении ребенок начинает экспериментировать, пробовать.

Разумеется, вам это по душе, и ребенка вы хвалите. Если разобраться, первой причиной того, что ребенок ничего не хочет, является отсутствие или недостаток похвалы. В такой атмосфере желания блокируются, особенно у сверхчувствительных детей. Напротив, когда вы в этом удовольствии, в этом позволении с множеством методик, ребенок начинает что-то делать, вы, реагируя, начинаете его хвалить, какой он молодец и как у него классно получается. И при этом делаете что-то свое. Весь секрет в том, что все эти действия не являются искусственно созданной ситуацией, ими нужно просто проникнуться. Оставаясь в душе ребенком, вы не оставите ни шанса метаниям разума на тему того, что «полезнее» и «важнее».