Тел: 748-480

E-mail:centr_ksp@bk.ru
Skype:cksp73

Вопросы-ответы

Секреты родительства или где «главная» ошибка воспитания?

Правила родительства. Часть 1. (осознанное родительство)

Один из самых главных принципов, который чаще всего нарушают родители, звучит так: «Я и ребенок – не одно и то же. Мы два независимых партнера по жизни, и ребенок имеет право быть таким, какой он есть».

На словах, вроде бы, все понятно, но когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что не понимают, как разделить себя и ребенка не только на словах.

Вот, например, кто-то говорит сыну: «ты должен получить нормальную (понятную для меня) профессию, а не рисовать картинки на компьютере». Кто-то принципиально стоит на своем в части вопросов, которые касаются будущих избранников детей. Или принимает невероятно близко к сердцу оценки посторонних, которые касаются его ребенка. Все эти ситуации показывают позицию родителя с точки зрения «я и ребенок – это единое целое, и я с ним полностью отождествляюсь».

Соответственно, любое негативное внимание в сторону ребенка воспринимается родителем как негатив и в свою сторону, обвинение в собственной ущербности (как человека и как воспитателя).

Сейчас давайте попробуем разобраться со всей этой цепочкой по порядку. Ребенок отчасти зависим от родителей, так как они физически привели его в мир. Также ребенок и психологически зависим своих родителей, так как никто не может повлиять на него в большей мере, чем они. Но душа ребенка не является продолжением душ родителей. Вы не можете отрицать, что точно так же, как и вам, этому ребенку дана совершенно независимая душа. У него есть своя судьба, которую вам для него Не выбирать. Соответственно, у него есть свое право быть таким, какой он есть (я повторюсь, которое дали ему тоже не вы).

Если вы считаете, что кроме родителей у ребенка никого нет, и только от вас зависит то, как будет разворачиваться ее жизнь, то у меня для вас плохие новости. Это очень эгоистичная позиция, которая нездорова для всех участников ситуации. Несомненно, родители – это очень важные люди в жизни ребенка, одни из самых близких. Но это не значит ничего, кроме того, что родителям по судьбе уготовано пройти жизнь рядом с этим человеком, своим ребенком. И наоборот. И этих отношениях ничего не должно измениться, если мы снимем психологический ярлык «ребенок» и вместо него поместим ярлык «друг».

Сюда же, к слиянию с ребенком, относятся попытки «из осинки растить апельсинку». Маленький человек приходит в этот мир изначально с какой-то своей судьбой, с определенным набором талантов, способностей, со своей скоростью развития. Эгоистично пытаться его переломить под свои требования, заставить развиваться быстрее или, наоборот, медленнее. Хорошо работает аналогия с психологическими сеансами. Допустим, человек приходит ко мне с определенным кругом проблем, с решением которых я могу ему помочь. Я буду так же эгоистична, как родитель, подстегивающий своего ребенка, если скажу: а почему вы так медленно развиваетесь и прорабатываете свои проблемы? Почему вы не поняли вот эту тему, а еще эту и эту?

Разумеется, какое я право имею решать что-то за клиента, если мы партнеры, по сути, в позиции на равных? Я понимаю, что у каждого человека своя скорость развития и принятия каких-то вещей. И то, что я могу сделать как специалист – прислушиваться, искать ключи, подходы, но ни в коем случае не пытаться что-то за клиента решить. Поэтому помните, пожалуйста: «Я не есть мой ребенок, это отдельный человек со своей скоростью, со своими процессами и с собственными особенностями».

Правила родительства. Часть 2. (осознанное родительство)

Второе правило больше касается методов и способов претворения в жизнь того основополагающего принципа, о котором я рассказывала раньше.

Итак, вот оно: « Нужно перестать жить из головы и принимать решения касательно ребенка из головы. Возвращаемся в тело и начинаем жить из тела, из своего внутреннего ребенка».

Звучит сложно и непонятно? Давайте расшифровывать.

Тело – это сосуд, в котором мы существуем, наша форма. Наши мысли, проекции, логические конструкции – все, что происходит в нашей голове – это более тонкие материи, которые невозможно пощупать. Любые настоящие изменения происходят только тогда, когда все, что с нами происходит, мы начинаем проживать и чувствовать через тело, через основу.

У человека есть три центра: телесный, эмоциональный и ментальный. Как правило, люди склонны застревать в ментальном, «в мыслях о…». Мы получаем ситуацию, когда весь мир клином сошелся на голове, эмоции либо не контролируются, либо не осознаются, тело вообще бесхозное сидит перед телевизором. То, что нужно – это начать осознавать себя на всех трех уровнях, слить три центра воедино. Начинать лучше с исходной платформы, с тела.

Возвращаясь к общению с ребенком, через совместные действия, например, лепку, контактные игры, через тело мы можем передать свою любовь. Когда мыслями человек в теле и получает телесное удовольствие, то он не может думать о чем-то тревожном, эта система не работает в двух направлениях. Поэтому возвращаемся и учимся жить рядом с ребенком через тело. Когда человек укоренен в теле, он стоит на платформе, где он ни в прошлом, ни в будущем, и не в голове. Как отпустить контроль и вернуться в тело?

Начнем с первого шага, который называется «видеть». В принципе, любая работа с собой начинается тогда, когда человек смог в себе работу какого-то механизма увидеть.

Давайте для примера возьмем ситуацию, когда вы помогаете ребенку делать уроки, или работаете над базовыми навыками с младшими детками.

Вы стараетесь, но дети плохо усваивают, и внутри закономерно поднимается раздражение. Выдохните и направьте внимание в себя, на свое напряжение. Мягко и расслабленно начинаем принимать это в себе.

Разумеется, мы с собой тоже не боремся, не пытаемся что-то изменить насильно. «Хорошо, я принимаю себя в своей тревожности, расслабляюсь». Вы заметите, что, как только со своей тревожностью и напряжением перестаешь бороться, оно тает, растворяется и уходит.

Вы все время уходили от себя своими попытками что-то в себе изменить. Теперь мы поворачиваем этот вектор вовнутрь, приходим к тому, что ничего в себе не менять не должны. Банальность, но факт: человеку нужно себя любить таким, какой он есть. Он смотрит на свою тревожность, и принимает себя тревожным. И эта тревожность берет и куда-то девается. Он с ней не в конфликте, они в гармонии.

Есть еще такое замечательное упражнение под названием «стоп». Я на протяжении дня говорю себе: «стоп, а что я чувствую? О, я опять засуетилась. Выдохнем. Некуда спешить, все уже хорошо». И напряжение мягко улетучивается.



***



Счастье в родительстве начинается тогда, когда вы начинаете жить здесь и сейчас. Прошлого уже нет. Не упущен никакой момент, нет никакой трещины. Будущего еще нет. И не важно, какое оно будет.

Можно быть счастливым со своим ребенком при любом раскладе. Прошлого нет, будущего нет, а все, что остается – это здесь и сейчас. И здесь и сейчас вы не страдаете из-за того плохого, что было в прошлом, или боитесь того плохого, что может быть в будущем, а просто получаете удовольствие от общения со своим ребенком. Все, ничего больше.

Звучит грустно, но лет так через двадцать вы можете столкнуться с огромным разочарованием: ваш ребенок вырос, а вы-то на самом деле его и не знали. Он так невероятно быстро вырос потому, что здесь и сейчас, вот в этом моменте, родителей никогда не бывало рядом.

Задумайтесь: таким, каким вы видите своего ребенка сегодня, вы больше не увидите его ни вчера, ни завтра. Стоит перестать гоняться за иллюзиями и начать чувствовать и получать удовольствие от того, что ребенок рядом такой, какой есть. Тогда начинаешь насыщаться общением и близостью с ним.

Еще один из параметров успешного материнства – это отсутствие конфликта с собственным внутренним ребенком (частично я касалась этого момента в посте о развивающих занятиях). С этой позиции можно понять малыша как равный равного. И, напротив, с позиции родителя понять ребенка практически невозможно.